Гитарный мастер Екатеринбург

Гитара из палисандра закончена.

     Ну вот, наконец то, гитара из палисандра закончена. Приглашаю всех желающих послушать голос нового инструмента.











     А это ещё одна гитара из махагони. Готова для нанесения шеллака.



Гитарный мастер Екатеринбург

Гитара из палисандра.

          Я уже писал, что у меня подготовлены верхняя и нижняя деки для палисандровой гитары. Настало время пустить их в работу. Сначала приклеиваю пружины к верхней деке.



          Дека с приклеенными пружинами.



          Отдельно выгибаю обечайки и оставляю их на некоторое время в специальной форме до высыхания.



        Затем приклеиваю контробечайки к обечайкам.



          Склеиваю корпус гитары.





          Приклеиваю пружины к дну гитары.





          Дно и корпус готовы для склеивания.



          Приклеиваю дно.

Гитарный мастер Екатеринбург

Лакировка гитары

        Наконец, приступил к лакировке гитары. Процесс длительный и по времени занимает треть времени от всего изготовления. Гитара зажимается в специальном устройстве которое позволяет свободно переворачивать лакируемую гитару не прикасаясь к обрабатываемой повехности.



          Гитара покрывается шеллачным лаком слой за слоем до тех пор пока не достигается достаточная толщина плёнки. После просушки каждого слоя проводится выравнивание лака наждачной шкуркой. Наконец, получена желаемая толщина лака.




          Настало время приклеивать подставку для струн. Для надёжного зажима подставки внутрь корпуса устанавливается дополнительная опора на время склейки.



          Затем зачищается лак на месте склейки и подставка приклевается на место.




          Вклеивается на место верхний порожек.



          Всё готово. Гитара окончательно натираю полировальной пастой. Гитара готова.





            До четверга гитара будет у меня, приглашаю всех желающих посмотреть на неё.
Гитарный мастер Екатеринбург

Изготовление нижнего порожка.

          Нижний порожек изготавливается из палисандра. Заготовку обстругиваем до нужных размеров.



          Фрезером проделываем две канавки.



          Далее придаём заготовке нужную форму.





        Приклеиваем костянные накладки чтобы струны не деформировали края подставки.



      Подсавка готова. Осталось сделать порозаполнение и покрыть лаком.



          Одновременно с изготовлением подставки делаю порозаполнение поверхности гитары с помощью измельчённой пемзы. У красного дерева имеются поры которые необходимо заполнить перед нанесением лака. Вся гитара покрывается одним слоем лака. После того как он высохнет, берётся тампон смоченный спиртом на поверхность которого наносится немного пемзы. Этим тампоном протирается поверхность гитары, в результате пемза проникает в поры и заполняет их. Пемза изначально существует в виде пористых камней которые истираются в порошок в ступке.

         

        Гитара после порозаполнения.



          Гитара закрепляется в специальном устройстве которое позволяет легко переворачивать и закреплять гитару в нужном положении. Следующий этап - лакировка с промежуточной сушкой и шлифовкой слоёв.

Гитарный мастер Екатеринбург

Окончательная отделка грифа.

          Последняя большая операция - приклейка накладки грифа и придание окончательной формы всему грифу. Для начала устанавливается ладовая накладка. Важно очень точно её позиционировать относительно грифа и резонаторного отверстия. После этого четырьмя гвоздиками фиксируется положение накладки на грифе так чтобы затем можно было бы снять накладку, намазать место склейки клеем и установить её точно на то же место.




          Накладка намазана клеем и установлена на место.



          Следующая операция - установка ладов. Ладовые пропилы смазываются клеем и затем устанавливаются лады.



          Передняя часть гитары закрывается картонкой чтобы не повредить деку. Торцы ладов выравниваются с помощью напильника. Сначала под прямым углом, затем под наклоном.



          Следующая операция - выравнивание  ладов и полировка. Накладка при этом закрывается малярной лентой от случайных повреждений. Выравниваются лады с помощью наждачной бумаги приклееной к ровному бруску. После этого верхняя часть некоторых ладов становится плоской. Чтобы вернуть ладам полукруглый профиль используется специальный ладовый напильник.




          На вершину киля приклеивается декоративный кусочек палисандра.




        Наконец грифу придаётся окончательный профиль с помощью специального рубанка.



          Столярные работы над корпусом закончены.  Осталась сделать лишь подставку для струн.


Гитарный мастер Екатеринбург

Наклейка цветных полосок вдоль краёв корпуса гитары

        Корпус гитары склеен. Сейчас я буду наклеивать цветные полоски шпона вдоль краёв корпуса гитары чтобы скрыть места склейки деки с обечайками. После сборки корпус гитары выглядит вот так. Корпус вставлен в специальную оснастку для того чтобы было удобно фрезеровать его края.



          С помощью фрезера создаются небольшие углубления для полосок шпона вдоль корпуса.





          В торце также делается вставка из тёмного дерева.




          Для краёв заготавливаются полоски тёмного дерева и изгибаются по форме краёв корпуса.



          Затем эти полоски вклеиваются в канавки сделанные фрезером.




          Такую же операцию проводим и для верхней деки.




          Полоски шпона приклеены с обоих сторон.

Гитарный мастер Екатеринбург

Приклейка пружин к нижней деке гитары.

          Нижняя дека у меня уже была подготовлена и сейчас я буду приклеивать к ней пружины. Пружины делаются из красного дерева или из ели. Я буду делать из ели. Но сначала вдоль центра дна приклеивается уплотнитель из красного дерева. Этот уплотнитель усиливает место склейки двух половинок нижней деки. Чёрная линейка поставлена для ровной установки уплотнителя.




          Выравниваю накладку по высоте.



          Приклеиваю пружины на свои места.



          Придаю форму пружинам с помощью маленького рубанка.



          Делаю скосы на концах пружин.



          Нижняя дека подготовлена для приклейки к корпусу гитары.



        Процесс приклейки.



        Следующий этап - приклейка разноцветных жилок вдоль места склейки верхней и нижней деки.
Гитарный мастер Екатеринбург

Изготовление и приклейка обечаек классической гитары.

          В предидущих сообщениях я уже показывал подготовленные обечайки. Теперь настала пора пустить их в дело. На специальном нагревателе которое у скрипичных мастеров называется почему-то "железко" хотя его делают и из меди, а у меня он сделан из алюминия, изгибаю обечайки по форме боков гитары.



          Затем из полосок ели делаю контробечайки. Они будут соединять дно с обечайками. Контробечайки не обязательно делать длинными, их можно составить из коротких кусков.



          Приклеиваю контробечайки к обечайкам. Бельевые прищепки очень хорошо подходят в качестве зажимов. Дёшево и практично.



        Вклеиваю обечайки на места, один конец вставляю в паз в грифе, второй приклеиваю к нижнему клоцу. Гитара начинает приобретать законченную форму.



          Из отдельных треугольных деталек формирую верхнюю контробечайку. На первый взгляд работа кажется долгой и утомительной, но на самом деле это не так.



          Приклеиваю упоры для поперечных пружин. Эти упоры выполняют две функции. Первая и основная - поддерживать поперечные пружины. Вторая - предотвратить растрескивание обечайки при резком изменении влажности. Про такие жуткие случаи ходят предания. Вот одно из них. Испанский гитарист возил с собой всегда две гитары на случай если что-то произойдёт с одной , он смог бы воспользоваться второй. Так вот он приехал в гостинницу с очень сухим гостинничным номером. Утром он открыл первую гитару и обнаружил у неё треснутые обечайки. Он открыл вторую и "О ужас!", вторая гитара растрескалась по обечайкам точно так же.



          Приклеиваю на обечайки дополнительные поперечные полоски с той же целью - помешать растрескиванию.



        Следующий шаг - приклейка дна.
Гитарный мастер Екатеринбург

Изготовление грифа классической гитары

          Для грифа я использую заготовку из красного дерева. Головку грифа размечаю по шаблону. У классических гитар головка грифа как и розетка представляет из себя некую визитную карточку мастера.  Она может иметь различные формы. Может иметь резьбу или вклейки из контрастных полосок шпона. Я предпочитаю не делать слишком экстравагантную форму головки грифа.



          В среднюю часть грифа вклеивается полоска чёрного дерева. Это дерево гораздо прочнее и стабильнее красного дерева и обеспечивает малую сгибаемость грифа под натяжением струн.



          Приклеиваю головку грифа.



          Затем придаю форму пятке грифа. На этом этапе проще удалить ненужный материал.



          Фрезером формирую пазы для колков.



          В черне задана форма головки грифа. Окончательная полукрглая форма грифа будет задана позже, после приклейки накладки с ладами.



          Гриф приклеивается к верхней деке.

Гитарный мастер Екатеринбург

Продолжаю делать классическую гитару.

          С момента последней публикации об изготовлении классической гитары мои планы изменились, теперь я делаю две классические гитары. Одна гитара уже бывшая в работе, будет из индийского палисандра, вторая - из африканского махагони(красного дерева). Для обоих гитар я подготовил верхнюю и нижнюю деку, подготовил обечайки.



        Следующий этап - наклейка пружин на верхнюю деку. Я исползую для склейки проверенный веками мездровый столярный клей.
Сначала размечаю места для пружин на деке с помощью простого мягкого карандаша.



          Расположение пружин на моей гитаре слегка отличается от классического варианта тем, что учитывается возможное падение влажности зимой во время морозов. Когда на улице мороз градусов 20, а в помещении температура +25, относительная влажность падает до 20-30%. Дека при этом уменьшается в размерах. Правильно расположенные пружины предотвращают появление трещин. На фото вверху чертёж с классическим расположением пружин которое я слегка изменю для увеличения прочности деки.



          Начинаю клеить.






          Первая часть пружин приклеена. Сейчас нужно задать форму пружин, так как после приклейки остальных пружин сделать это будет трудно. Для обработки пружин используется очень маленький рубаночек, вот такой.



          Пружины обработаны, вот что получилось.



        После приклейки оставшихся пружин и придания им окончательной формы получилась дека готовая для сборки корпуса гитары.